Направления отдыха:

Полный список и обзоры :

Виды байдарок

Байдарка, а если говорить точнее, байдара - едва ли не самое древнее изобретение человечества наряду с лодкой, плотом и «дубцом» (выдолбленное сиденье для гребцов в стволе целого дерева).
Эти плавсредства, как показала практика, не претерпели больших изменений вплоть до сегодняшнего дня. Согласно «Морскому энциклопедическому словарю», байдара — грузовое или рыболовецкое судно ХVIII-ХХ вв. на р. Дон и Азов с острыми оконечностями (килевое для морского плавания и плоскодонное для речного и прибрежного).
Длина такого судна — около 32 м, ширина — около 1,3 м, вы- сота борта — 1.3.
В алеутской, чукотской и эскимосской практике это транспортная или промысловая лодка, каркас которой делался из связанных ремнями китовых костей и деревянных палок, обтянутых тюленьими или моржовыми шкурами.
Женская байдарка (умиак, или умьяк) использовалась преимущественно как семейное транспортное судно, и гребли на ней женщины в одиночку. Мужчины сопровождали ее на маленьких закрытых одноместных каяках.
Каяк (каик) — от тур. kayik: лодка. Имеется в виду лодка, транспортируемая на борту галер. Ее устанавливали по левому борту на банке — скамейке, свободной от гребцов. Она опускалась и поднималась по веслам, опущенным подуглом к воде. Другое значение слова «каяк» — небольшое каботажное и рыболовное судно с парусом, применяемое на Ближнем Востоке и Средиземноморье. Имеет вытянутые «скулы» и высокую корму.
Каяк имеет парусное вооружение — шпринтовый грот, прямоугольный топсель, фока-стаксель и один или несколько кливеров.
На Дону, Днепре и других южных реках каяк — это небольшая узкая гребная лодка длиной 9-12 метров, на которых казаки совершали знаменитые походы «за зипунами». Каяки использовали для охоты на китов и других морских животных вдали от берега.
Мореходность байдар улучшали путем крепления по бортам надутых тюленьих шкур. Большие байдары имели длину до 10 метров и прямой парус площадью около 10 кв. метров, сшитый из кишок (!) животных.
В современном значении байдарка — легкое, узкое, низкобортное гребное или парусное судно с острыми оконечностями кормы и носа. Байдарки делятся на спортивные, туристские и самодельные, их функциональное назначение может быть различным.
Спортивные байдарки предназначены для проведения соревнований по гребному спорту (в том числе и спортивные каноэ) на дистанции 500, 1000 и 10 000 метров для мужчин и 500, 1000, 3000 и 5000 м для женщин.
Существуют 3 класса спортивных байдарок. Их делают из стеклопластика и бакелитовой фанеры. Вес таких байдарок— от 10 до 25 кг. Для долгосрочного использования они непригодны.

Классы байдарок

-1-,2-и 4-местные лодки, на которых гребцы сидят на низко расположенных сиденьях лицом вперед (в сторону носа) и гребут одним двухлопастным веслом с диаметрально раснесенными лопастями, расположенными, как правило, под углом 90 градусов друг к другу, погружая в воду поочередно его правые и левые лопасти.
- каноэ — 1-, 2- и 7-местные лодки, на которых спортсмены гребут однолопастным коротким веслом-гребком, стоя одним коленом на днище (кильсоне).
Корпуса спортивных байдарок делают из шпона ценных пород древесины или стеклопластика. На спортивной байдарке разрешается установка рулевого устройства, на спортивном каноэ — нет. Слаломные спортивные байдарки используются для соревнований по водному слалому, проводимых на трассе (дистанции), размеченной на бурной реке подвешенными шестами.

Туристские байдарки делятся на следующие типы:
- пляжные;
- спортивно-туристские;
- туристские катамараны.
Катамараны (от тамильского «кату-марам» - связанные бревна) — разновидность многокорпусных суден.
Как правило, в туристской практике используются катамараны, т. е. двухкорпусные суда, хотя еще есть и тримараны (трехкорпусные).
Когда корпусов более трех, такой тип судна скорее относится к наплавным мостам или паромам.
Туристские байдарки отличаются большей высотой борта (0,8-0,9 м), чем спортивные, и длиной — 5,5-6,5 м. Их пассажировместимость — 1-3 чел., грузоподъемность — до 300 кг.
Длина спортивных байдарок (К-1, К-2, К-4) составляет соответственно 5, 10 и 11 м, ширина — от 0,51 до 0,6 м, вес колеблется от 12 до 30 кг.
Каное мощнее: в зависимости от типа (С-1, С-2, С-7) длина каное бывает 5, 6,5, 10 и 11 м, ширина — от 0,75 до 0,85 м, а вес — от 16 до 50 кг.
Туристские же байдарки со всем оборудованием весят: заводские, московского объединения «Салют» (2-, 3-местные) — 60- 80 кг (каркасные), туристско-спортивные — 25-30 кг, пляжные (пластик) и надувные — 5-15 кг.
В повседневной практике чаще используются туристско-спортивные и пляжные байдарки, которые применяются для отдыха, походов, рыбалки и прогулок на воде. Они гораздо практичнее «Тайменя-2» и «Тайменя-3» АО «Салют».
Из российских можно порекомендовать байдарки фирмы «Тритон», которая производит каркасно-надувные и каркасно-разборные байдарки как для спортивных, так и для прогулочных турпоходов.
Их каркас сделан из дюралюминиевого сплава Д1-т или Д16-т, оболочка — из ткани РС (виниплан), выдерживающей ударно-динамическую нагрузку 650-1000 г/кв. метр.
К байдарке можно приобрести спасательные жилеты (детские, взрослые, усиленные, рыболовные); герметичные рюкзаки (драйбэги) и гермоупаковки на 40, 70 и 100 литров; «рэпшнуры для страховки с берега.
Модели «Ладога», «Вуокса-3» и «Нева-3» комплектуются рулем, который не будет лишним при плавании на открытых акваториях.
«Ильмень-2» и «Ильмень-3», «Ладога», «Нева» и «Вуокса» имеют возможность установки паруса, что облегчает прохождение протяженных маршрутов. Конечно, против сильного течения под парусом не пойдешь, но по большой, спокойной воде — можно.
Из импортных плавсредств можно порекомендовать надувные лодки фирмы «Sevilor», изготовленные из прочного ПВХ. Их грузо-подъемность — от 180 до 300 кг, они могут принять на борт от 2 до 4 человек, и весят от 10 до 15 кг.
Эти байдарки — многосекционные и обладают повышенной степенью комфорта из-за наличия мягких сидений и подушек. Их можно использовать для рыбалки, пляжного отдыха и несложных походов.

Так что приезжайте поплавать на байдарках по нашему Мещерскому краю!