Мещерские церквушки - описание

Погост Спас-Беседы, расположенный на реке Войминге, находится в 5 км. от Судогды и в 36 км от Владимира.
Предание связывает основание погоста со временем возвращения царя Ивана Васильевича из-под Казани. Действительно, войска могли возвращаться вдоль рек р. Судогды до Клязьмы. Первоначальная церковь 16 века была построена на левом берегу р. Войминги, вблизи Муромской дороги, где, по преданию, отдыхала царская дружина. Но построенная церковь в начале 17 века почему-то запустела и в патриарших книгах до 1635 года значилась в числе церковных пустовых земель. Не исключено, что это могло быть связано с грабежами и близостью Муромского тракта. В 1635 году была построена новая деревянная церковь, но на другом берегу реки и в стороне от большой дороги. Также, как и предыдущая церковь, она была освящена во имя Преображения Господня. До последнего времени от старого места расположения церкви сохранялись следы бывшего кладбища. В 1715 году в погосте была построена еще одна церковь в честь Казанской Божией Матери. А в 1808 году вместо двух деревянных церквей был построен один каменный храм с колокольней. Престолов в этом храме три: главный - во имя Преображения Господня, а теплой части - в честь Казанской Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского.
Храм в Спас-Беседе после революции не закрывался. В нем нашли прибежище ряд икон из закрываемых или разрушенных в округе храмов. Так храмовая икона мч. Мины с житием была передана православными в храм Преображения Господня при ликвидации городского собора и сохранилась до наших дней. Образ св. царицы Александры из храма усадьбы Храповицкого прошел такой же путь своего спасения и ныне украшает открывшийся храм мц. Александры. Нерукотворный образ Спасителя был принесен из часовни, когда-то расположенной в Лухтонове, которую разобрали в связи со строительством дороги. Утварью, святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Храмовые иконы Преображения Господня и преп. Сергия Радонежского в житии были украшены серебряными позолоченными ризами.
Приход состоял из деревень: Лобанова* (3 км.), Пеньков* (6 км.), Горок* (7 км.), Овцына* (3 км.), Соймы* (7 км.), Хохлачей* (6 км.), Кощухина* (7 км.). Во всех этих деревнях по клировым ведомостям числилось 906 человек муж. и 971 жен. пола. В погосте Спас-Беседы с 1892 года была церковно- приходская школа. В ней обучалось 22 ученика.
В д. Лобаново была каменная часовня, уничтоженная в советское время. В деревне почитались святые мчч. Флор и Лавр. В настоящее время на средства военного из г. Мурманска (Крупнова) построена деревянная часовня. Она была освящена в память мучеников Флора и Лавра архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием 23 августа 2003 года.

Храм Преображения Господня в Спас-Беседе ремонтировался периодически: в 1953 году - настенная роспись, позолота иконостасов и киотов; в 1976 году роспись в теплых приделах. В 1998 и 2002 годах осуществлялся частичный ремонт. В храме есть несколько икон нового письма - это икона Казанской Божией Матери и прп. Сергия Радонежского.

Село Ликино находится в 15 км. от Судогды и в 55 км. от Владимира.
Церковь в Ликино ( др. название села Лекино или Богородское) построена в первый раз помещиком стольником * Афанасием Хоненевым в 1696 году - во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1784-87 гг. вместо бывшей деревянной церкви потомками Афанасия Хоненева была построена каменная церковь, которая сохранилась до наших дней. В этом храме два престола - главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы и в теплой трапезе - во имя Архистратига Михаила. В храме было напрестольное Евангелие изд. 1688 года и триодь постная - вклад Аф. Хоненева в 1692 году. В 19 веке приход состоял из с. Ликина и деревень: Непейцыной (4 км), Большой Козловки (3 км.), Малой Козловки (6 км.), Колесни (4 км.), Лебедевой (6 км.), Песочной (4 км.), Кленок (6 км.). Во всех этих поселениях числилось 685 человек муж. и 802 жен. пола.
В с. Ликино с 1887 года существовала церковно - приходская школа. Учеников в ней было 42.
В период закрытия храмов в храм с. Ликино были отданы иконы Преображения Господня и "Святцы" из Преображенского храма Спас-Сарниковского прихода.
В с. Ликино был репрессирован о. Семен (Ушаков).
В Ликино во время Великой Отечественной войны начали сбрасывать колокола. Говорили народу, что для нужд фронта. Большой колокол-чудо - со слов очевидцев, подарок царицы Екатерины, также был сброшен. Те люди, которые участвовали в сбрасывании колоколов, сразу или со временем начали глохнуть. В народе говорили: "Господь наказал".
У прихода в советское время было отобрано здание церковно-приходской школы, которую заняли под клуб, приход лишился и дома священника. Храм был открыт в 1944 году.
В настоящее время во всех приделах храма совершаются богослужения. При храме работает детская воскресная школа, которую посещают 10 детей.

Село Картмазово при прудах находится в 22 км. от Судогды и в 55 км. от Владимира.
В начале 17 столетия Картмазово было дворцовым селом , затем царем Михаилом Федоровичем было роздано в поместье разным служилым людям . В писцовых книгах Владимирского уезда 1637-1643 гг. Картмазово было разделено между следующими помещиками : братьями Теркиными, головою Московских стрельцов Суворовым, путным ключником сытного дворца (1) Лихотовым, Головою Московских стрельцов Золотаревым, Суздальцем Иваном Танеевым, и сотником (2) Захарьиным.
На общей земле в селе была деревянная церковь Воскресения Христова с приделом во имя Живоначальной Троицы, а в церкви образы и свечи и книги - строение мирское. В переписных книгах 1678 года с. Картмазово продолжало числиться за разными помещиками. Приходская деревня Офимьино в тех же книгах была записана за кн. Шаховским. Деревянная церковь в Картмазове просуществовала до 1720 года; в этом же году построили новую деревянную церковь. Простояв 10 лет, она сгорела, но св. иконы и церковную утварь удалось спасти. Еще до пожара в селе началось строительство каменного храма. Храм был окончен в 1838 году , тогда же и освящен. В 1849-50 гг. при нем была устроена каменная колокольня. Трапеза значительно расширена в 1865-68 годах.
С 1857 года старостой Картмазовской церкви был Судогодский купец И. Ф. Безбородов, который в течении многих лет способствовал благоустройству церкви. Престолов в храме три: главный в честь Воскресения Христова, в теплой трапезе - во имя Архистратига Михаила* и св. вмч. Георгия. Церковь была снабжена достаточно св. иконаи, утварью и богослужебными книгами. Особо почитались древняя икона св. Николая Чудотворца, перенесенная из часовни уже несуществующей деревни Селиваново.
Приход состоял из с. Картмазова** и деревень: Бахтина (4 км.), Офимьина (4 км.), Василева (3 км.), и двух стеклянных заводов Александровского и Горбуновского ( В настоящее время это поселок " Красный Богатырь"). Во всех этих поселениях по клировым ведомостям числилось 1048 человек муж. пола и 1094 жен. В с. Картмазове и д. Бахтино имелись народные школы, в них обучалось 53 и 28 учеников соответственно.
В 1933 году был арестован о. Николай (Сперанский), в 1936 году - о. Арсений (Тихомиров), а в 1937 году- о. Иван (Бабиков). Богослужения в Воскресенском храме Картмазова прекратились в 1937 году. Сначала местная советская власть хотела храм взорвать, но побоялась, что при этом пострадают и частные дома близко расположенные. После закрытия храма начали сжигать иконы. Руководили рабочие с завода "Богатырь". Некоторые предметы богослужения тайком были спрятаны прихожанами, а после открытия храма возвращены.
В настоящее время богослужения идут в теплых приделах храма, холодная часть восстанавливается.

Село Заястребье, расположенное на р. Ястреб, в старину называлось Крутец. Оно находится в 50 верстах от Владимира и в 12 верстах от Судогды.
Эти земли в 1582 году были куплены боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым и вложены в Костромской Троицкий Ипатьевский монастырь. Вскоре здесь была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы, строение монастырское с монастырскими келиями. До 1764 года село Заястребье с приходскими деревнями принадлежало Костромскому монастырю. Первая церковвь, повидимому, располагалась ближе к реке, чем современный каменный храм.
В настоящее время посредине села еще можно видеть остатки старинного погоста, где и был этот храм. Из записей патриаршего казенного приказа видно, что в 1702 году в Заястребье было две деревянные церкви. Одна из них пустая во имя Живоначальной Троицы "о двух главах, главы обиты чещуею деревянною, кресты железные, у церкви с дву сторон паперти, церковь и олтарь и трапеза и паперти крыты тесом." За ветхостью это первое монастырское строение было разобрано. Что касается второй церкви, то она была освящена тоже во имя Живоначальной Троицы на была одноглавой. Церковь имела много икон, богато украшенных. В том числе местный образ Живоначальной Троицы, писан золотом и красками с серебрянными позолоченными венцами; образ Спасителя с предстоящими свт. Иоанном Златоустом и прпп. Зосимой и Савватием. Образы Владимирской и Казанской Божией Матери, а также местный образ свт. Николая Чудотворца с житием. Все в серебрянных позолоченных окладах. К церкви был прирублен придел во имя свт. Николая и шатровая колокольня. В начале 18 столетия в селе помимо крестьянских дворов сохранялся и монастырский двор.
В 1782 году в результате пожара сгорела вся церковь почти со всем своим имуществом. Только в 1829 году началось строительство каменного храма, которое продолжалось в течение 11 лет. Первоначально в храме было два престола: в холодном во имя Живоначальной Троицы, а в теплой во имя свт. Николая. В 1860 году был пристроен еще один придел - во имя Крещения Господня. Сохранившиеся от пожара иконы были перенесены в новый храм и поновлены.
Приход состоял из села Заястребья и деревень: Алферовой (1 км.), Дворишневой (2 км.), Овсянниковой (3 км.), Прокуниной (11 км.), Артемовской (11 км.), Данильцевой (11 км.). По клировым ведомостям 19 века в них проживало 963 человек муж. и 1096 жен. пола. Из них раскольников было 23 человек. С 1885 года в с. Заястребье была церковно-приходская школа. В 1896 году было в ней 24 ученика.
В 4 км. от села Заястребья, вверх по течению реки Ястреб, на высоком, лесистом левом берегу можно видеть следы когда-то существовавшего здесь поселения. Старожилы села это место называют "Пустынькой". Не позднее 16 века, а может быть и ранее, здесь жили монахи-отшельники. А впоследствии, в этих местах был монастырь с двумя деревянными церквя-ми: во имя Животворящего Креста Господня и свт. Алексия. Здесь и подвизался преподобный Прохор.
Еще одно место, недалеко от села, связано с монашеской деятельностью. Это маленький колодец, вырытый, по преданию, монахом, если идти в сторону Кондряева. Расположен он в лесу, примерно в 2-3 км от села, не доходя до истоков левого ручья - притока р. Ястреб, справа от дороги в 2-х шагах от нее. Возвращаясь летом с полевых работ, жители села и сейчас пользуются ее прохладной водой.
В 1937 году была арестована казначей и председатель церковного совета Сизова Агафья Дмитриевна.
В 50-х годах храм ремонтировали. Сохранились документы 1955 года о передаче церковного имущества из храма Преображения Господня , что при д. Гладышево (бывший пог. Спас-Сарники), в храм с. Заястребья. В этих документах значатся 40 богослужебных книг, церковная утварь, священнические облачения и др.

Село Ново-Николаевское, или просто Никола-Новый находилось в 7 км. от Судогды и в 44 км. от Владимира.
Погост "Николы Чудотворца Нового" с церковью во имя Николая Чудотворца существовал уже в начале 17 столетия и отмечен был в патриарших окладных книгах, начиная с 1628 года. Название "новый" местное предание обьясняет тем, что эта церковь первоначально существовала в д. Райках, а потом перенесена была на новое настоящее ее место. Но исторически вероятнее другое обьяснение: в начале 17 века на месте, называемом "Старый Ям" (теперь город Судогда) существовала церковь Николая Чудотворца, когда же на другом месте построили (в 6 км.) другую церковь во имя свт. Николая Чудотворца, то ее в отличие от старой стали называть "Никола-Новый". К концу 19 столетия около церкви в селе было 7 дворов крестьянских. С 1709 по 1736 год церковь дважды строили заново, и причиной этому были пожары. Из храмозданной грамоты 1781 года видно, что в то время на погосте было две деревянные церкви - уже ветхих - во имя свт. Николая Чудотворца и Казанской Божией Матери. Когда была построена последняя церковь - не известно. В приходе к этому времени было уже 249 дворов.
Каменный храм вместо этих двух деревянных церквей был построен в 1781 году, который существует здесь и в настоящее время. В этом храме три престола: главный - во имя Сретения Господня, в приделах - в честь Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца.
Из святых икон здесь была примечательна икона Тихвинской Божией Матери, приложенная помещиком Кайсаровым в 1832 году. Икона эта была точным списком с подлинной Тихвинской иконы Божией Матери, о чем свидетельствует надпись: " образ Пресв. Богородицы мерою и подобием с самого чудотворного образа Тихвинския, написан в 1738 г.", " обложен Симоном Кайсаровым в 1755 г.". Риза на иконе медная вызолоченная, венцы украшены драгоценными камнями. Вне церкви на стене здания школы висела икона Николая Чудотворца особо чтимая прихожанами ; в народе она почиталась," явленной".
В церковной библиотеке хранилось Евангелие печатью 1654 года с подписью: " сию книгу приложил из Володимера соборной церкви ....Николе Чудотворцу поп Матвей Семенов с детьми своими.....".
Другое Евангелие 1766 года с надписью " сие Евангелие сделано старанием контр - адмиральши вдовы Анны А. Жидовиновой в 1768 г., приложено к церкви погосту Николы Новаго". Была Минея месячная с надписью: "вклад Марфы Петровны Хоненевой 1761 года".
Сретенский храм стоял на землях, принадлежащих роду помещиков Хоненевых, и, повидимому, особо почитался ими. Здесь были их родовые могилы 18-19 веков. Сохранились надгробные плиты: Александр Семенович († 1787г.), бригадир лейб гвардии Преображенского полка; брат с сестрой Николай († 1845г.) и Екатерина († 1855г.) Александровны. А после того, как Екатерина Александровна Хоненева (1788-1855г.) вышла замуж за князя Ивана Семеновича Храповицкого (1786-1864г.), тайного советника, столичного жителя, то и Храповицкие с их приближенными выбирали местом своего упокоения погост при храме Сретения Господня. В холодном храме за правым клиросом покоится И. С. Храповицкий. Над могильной плитой висела икона прп. Иоанна Лествичника с надписью "17 февраля 1864 года." Управляющий имением Храповицкого Александр Львович Воронов, скончавшийся в 1908 году в Петербурге, завещал перенести прах его на погост Сретенского храма.
В 19 веке приход состоял из села Ново-Николаевского и сельца Муромцева * (4 км.), а также деревень: Травинки (2 км.), Жукова (3 км.), Степанова* (1 км.), Горок *(1 км.), Галанина* (4 км.), Мали-новки (4км.), Передела (7км.), Большой и Малой Артемовки (13 км.), Райков (2 км.). По клировым ведомостям во всех этих поселениях числи-лось 387 дворов, в них было 1386 человек муж. и 1494 женского пола.
В середине 19 века в с. Ново-Николаевском было 6 дворов. С 1868 года в селе была земская народная школа, в которой числилось 64 ученика.
В 1932 году были арестованы два священника о. Федор (Ставровский) и о. Василий (Лавров). В 1937 году священник о.Федор (Виноградов) был приговорен к расстрелу, его провожали всем миром. Несмотря на аресты священников храм какое-то время не закрывался и находился под присмотром прихожан. Вопреки запретам, в храме тайно совершались обряды венчания. Во время Вел. Отеч. войны на Ново - Никольском погосте были погребены участники этой войны, умершие в Муромцевском госпитале.
В 1956-57 годах жители д. Степанова восстанавливали храм после страшной бури, занимались его реставрацией, обновляли роспись в Никольском приделе. Неожиданно в 1964 году храм закрыли и он остался без присмотра. Началось разграбление храма: вывозили иконы, вскрывали полы в поисках золота, вынимали рамы. Грабили все и вся. Недалеко от храма был устроен полигон, где студенты Муромцевского лесотехникума учились водить трактора и автомобили. В храме разводили костры, а стены оскверняли надписями.
В запустении храм был до 1988 года, когда началось освобождение храма от скверны. Первая литургия была проведена в 1990 году. В настоящее время стараниями прихожан и малыми и большими лептами храм восстанавливается.

Село Спас-Чамерево (Чомерово по старым документам) находится на реке Войминги при ее впадении в р. Судогду, в 13 км. от г. Судогды и в 27 км. от Владимира.
Церковь в этом селе впервые упоминается в 1670 году как строение помещика Владимира Новосильцева и освящена во имя Преображения Господня. Эта деревянная церковь простояла здесь до конца 18 века. В 1776 году по благословению еп. Владимирского Иеронима началось строительство каменного храма, а в 1785 году главный престол был освящен во имя Преображения Господня, другой придел - во имя блг. кн. Владимира. В 1820 году придел во имя князя Владимира был переименован в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1833 году с южной стороны храма был устрое другой придел на средства помещика Николая Александровича Хоненева во имя св. блг. кн. Александра Невского. Этот придел был распространен в 1863 году. Новая каменная колокольня при храме была построена в 1856-65 году.
Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена довольно богато. Из икон особо почиталась древняя икона Владимирской Божией Матери в серебряной позолоченой ризе, украшенной алмазами и бирюзой. По бокам иконы были небольшие финифтяные изображения св. Димитрия Ростовского, блг. кн. Владимира, св. мц. Веры, Глафиры, св. апостола Петра и св. мц. Фекусы. Эта икона была приложена в храм князем Друцким-Соколинским (Петром). На ней была следующая надпись: "от усердия князя П. Д. С. сей чудотворный образ украшен новою ризою в 1815 году, коим благословлена была моя прабабка из роду Голенищева-Кутузова в 1641 году, бабка Челищева в 1718 г. и мать моя Полибина (Вера) в 1745г., а я благословлен в 1789 году. Сей образ в нашем роде 174 года."
Пожертвование этой иконы в Спас-Чамеревскую церковь было поводом к переименованию придела кн. Владимира в честь Владимирской иконы Божией матери. Тщанием того же князя и другие иконы этого придела были покрыты серебряными ризами.
В главном приделе своей древностью отличались иконы: Преображения Господня, Владимирской Иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца. Сохранялось здесь и напрестольное Евангелие изд. 1668 года, постная и цветная триоди изд. 1670 года.
Приход состоял из сельца* Рамешек, сельца Рыкова и Павловского и деревень: Лухтонова, Попеленок, Бокуши, Слащева, Михалева, Поддола, Аннина, Трухачева, Глебова, Карпова, Аксенова, Натальина, Торжкова, Суховки**, Тимирева, Петрова, Станков**. В 19 веке в этих поселениях по клировым ведомостям числилось 1347 человек муж. и 1450 жен. пола. В с. Чамереве имелась земская школа, на 1896 год в ней было 44 ученика.
Если от храма спускаться к реке, то под горою можно увидеть ключ чистой и вкусной воды. Когда он здесь возник сторожилы не помнят. Ключ связывают с именем св. блг. кн. Александра Невского. Выше ключа воздвигнут памятный крест, где проходят благодарственные молебны и водосвятие. Ключевая вода этого источника приносила облегчение солдатам второй мировой войны, которые лежали в госпитале с. Чамерево. И сейчас источником пользуются жители ближних и дальних деревень.
Интересен вид креста. Подобные кресты с венцом (короной) на верху устанавливались только на храмах, в которых венчались царственные особы.
В честь какого события установлен данный крест сведений пока нет.

Храм святой мученицы царицы Александры в пос. Муромцево расположен на территории бывшей усадьбы полковника лейб-гвардии Его Величества Гусарского полка Владимира Семеновича Храповицкого. Храм был построен на его средства и имел один престол - во имя мч. царицы Александры. Храм строился в течении 4-х лет и был освящен в 1899 году в день памяти равноапостольного князя Владимира (15 июля ст.с.). Храм считался приписным к Судогодскому собору и обслуживался его притчем. Одновременно со строительством и благоустройством Муромцевского храма украшался Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном по заказу Нечаева-Мальцева. Отсюда много общего и в архитектуре и в иконописи этих двух храмов. Роспись и иконы Муромцевского храма были выполнены мастерами школы В. М. Васнецова. На сводах храма были изображены Евангелисты, а стены храма украшали орнаменты. В храме был 3-х ярусный иконостас, во втором ярусе справа - образы свт. Николая, св. блг. кн. Бориса , свв. Кирилла и Мефодия; слева - св. блг. кн. Георгия, св.блг. кн. Глеба, апп. Петра и Павла. В третьем ярусе были иконы св. кн. Владимира, св. кн. Ольги, св. Ксении, св. Елены, св. Елизаветы, вмц. Екатерины, вмц. Варвары, свт. Феодосия. Эти образы святых жен, повидимому, были небесными покровительницами семьи Храповицких. Так имя Екатерины носила бабушка Владимира Семеновича (урожденная Хоненева), а Елизаветой звали его супругу. У правого клироса был образ св. блг. кн. Александра Невского и Преображения Господня , а у левого клироса - образ царицы Александры и Богоявления Господня. На одноярусной колокольне было 9 колоколов, самый большой весом в 121 пуд. В.С.Храповицкий (внук известного Ивана Семеновича Храповицкого, тайного советника и кавалера при Александре Втором) был награжден орденом св. Владимира 3-ей степени и орденом св. Станислава 3-ей степени; был предводителем Владимирского дворянского собрания. Судогодские земли с богатейшими запасами леса он получил в наследство от своей бабки Екатерины Хоненевой, род которой с 17 века владел этими землями.
Будучи богатым лесопромышленником, а затем и владельцем заводов по выработке стеклянных изделий, Храповицкий занимался благотворительной и просветительной деятельностью в своем уезде. На его средства строились и содержались общеобразовательные школы в дер. Галанино, Ликино и Андреевском, столярная мастерская и музыкальная школа в Муромцево. В 1913 году в с. Ликино открылась больница со стационаром, построенная на средства В.Храповицкого, причем врачи этой больницы обслуживали фельдшерский пункт в Муромцево.
Революция прервала кипучую деятельность и планы Храповицкого на благо своего уезда и отечества. Храповицкие срочно выехали за границу, на юг Франции, оставив все в усадьбе. Вскоре скончался Владимир Семенович, а супруга его, Елизавета Ивановна, осталась одна (детей у нее не было) без каких-либо средств к существованию.
Замок Храповицкого подвергся разграблению, опустошению и осквернению. В 1920 году из Муромцевской усадьбы было вывезено 300 пудов ценностей (целый вагон) в Губернский Исторический музей.
После Великой Отечественной войны в помещении храма разместили склад горюче-смазочных материалов. Стены и пол - все было пропитано бензином и техническими маслами. Храм был окончательно осквернен. Благодаря хлопотам Муромцевских жителей в январе 1996 года было получено разрешение от епархии на восстановление храма. У стен храма священство начало проводить молебны. Силами студентов техникума и жителями поселка помещение было очищено от мусора. Помогали всем миром: и Леспромхоз, и завод "Красный химик," и частные предприниматели.
В настоящее время в храме регулярно проходят богослужения. В Муромцевский храм вернулся образ мц. царицы Александры из храма Преображения Господня в Спас-Беседах, где его сохранили во времена лихолетия. Другая икона - Боголюбивой Божией Матери - до сих пор находится в антикварном магазине г. Судогды.
С 2001 года при храме работает детская воскресная школа.